Химия любви
Сколько слов о любви написали поэты, сколько милых глупостей о ней наговорили романтики, сколько нафантазировали девушки! А разгадать секрет любви смогли только химики.
Сколько слов о любви написали поэты, сколько милых глупостей о ней наговорили романтики, сколько нафантазировали девушки! А разгадать секрет любви смогли только химики.
Нравится нам это или нет, но организм человека – это огромная химическая фабрика, на которой непрерывно протекают миллионы реакций, происходит синтез и распад биомолекул. А руководят всеми этими процессами прорабы нашего тела – гормоны. Любовь – не исключение, она тоже продукт деятельности гормонов.
Всего на сегодняшний день известно несколько десятков гормонов, за любовь отвечают пять из них: дофамин, серотонин, адреналин, эндорфины, и идущие в паре окситоцин и вазопрессин.
Дофамин – один из самых мощных факторов внутреннего подкрепления. Он вырабатывается, когда нам хорошо, когда мы испытываем чувство удовольствия (или удовлетворения). Испытав мощный выброс дофамина, мы обречены стремиться к повторению этого опыта. Так однажды испытав удовольствие от общения (а может и секса) с кем-то, мы будем добиваться новой встречи. Чтобы получить доступ к источнику наслаждения, мы будем придумывать сложные комбинации и хитроумные поводы. А дофамин нам в этом поможет, ведь он играет немаловажную роль в обеспечении когнитивной (интеллектуальной) деятельности, заставляя наш мозг мыслить ясно и максимально быстро.
Дофамин – это начало влюбленности. Мы видим симпатичный объект – это приятно, синтез дофамина начался. Дофамин повышает двигательную активность, снимает скованность, у нас уже приподнятое настроение и огонь в глазах – включается кокетство. Объект обратил на нас внимание – очень приятно, синтез усиливается, дофамин увеличивает силу сердечных сокращений. И вот мы уже общаемся с объектом и он, о чудо, оказывается умным, веселым, интересным – все! Взрыв на дофаминовой фабрике! Это влюбленность. Теперь только подумав о новом знакомом, мы провоцируем выброс дофамина в кровь – и нам опять очень-очень хорошо, ведь с дофамином все ощущения становятся ярче. А уж когда мы бежим на свидание с ним, дофаминовая фабрика опять переходит на авральный режим работы. И, кстати, даже если мы будем бежать в лютый мороз в тонких колготках и мини-юбке, никакой грипп нам не грозит. Дофамин обеспечивает такой высокий жизненный тонус, что вирусы и микробы в ужасе разбегаются при появлении влюбленных.
Чем грозит недостаток дофамина?
Апатия, депрессия, потеря инициативы, скованность движений, укорочение длины шага, обеднение мимики, некоторая общая замедленность, снижение либидо (вплоть до импотенции), интеллектуальная заторможенность, дефицит внимания, проблемы с памятью, сложности с усвоением новых знаний и навыков.
Чем грозит избыток дофамина?
Очень хорошо – тоже не хорошо. Ученые Джеймс Олдс и Питер Милнер однажды имплантировали электроды в те участки мозга крыс, в которых расположены дофаминовые ядра. Крыс научили нажимать рычаг, включающий стимуляцию низковольтными электрическими разрядами. Бедные крысы нажимали рычаг до тысячи раз в час. От того и умерли. Примерно такой же финал ждет тех, кто будет пытаться стимулировать синтез дофамина с помощью алкоголя, наркотиков, антидепрессантов и даже еды. Подвох в том, что при избыточной стимуляции «системы поощрения» мозг постепенно адаптируется к искусственно повышаемому уровню дофамина, производя меньше гормона и снижая количество рецепторов к нему, а значит, чтобы получить тот же уровень удовольствия придется постоянно увеличивать дозу. Впрочем, в случае с влюбленностью передоз невозможен.
Серотонин – гормон свободы, победы, лидерства. Высокий уровень серотонина в крови не просто поднимает настроение, он дарит всепобеждающую (даже если и необоснованную) уверенность в себе, ощущение всемогущества, убирает всякую тревожность, делает нас эмоционально устойчивыми и невосприимчивыми к стрессам, влияет на двигательную активность и тонус мышц. В целом состояние повышенного уровня серотонина можно охарактеризовать фразой «горы сверну».
Последние исследования ученых показывают, что это состояние не фантазия пациента. Отдельные исследователи считают, что доминирование особи в социальной иерархии обусловлено именно высоким уровнем серотонина. Мичиганские ученые провели интересный эксперимент. Двести испытуемых должны были общаться друг с другом на протяжении часа. После этого участников попросили указать, кто им понравился больше всего. Самыми популярными оказались участники группы с самым высоким уровнем серотонина. Но и это еще не все! Серотонин способен не только убирать соперников, он может победить даже рак! Профессор Гордон обнаружил, что при смешивании серотонина в одном сосуде с клетками центральноафриканской лимфомы, последние самоуничтожаются.
Важный факт: серотонин и приподнятое настроение, как курица и яйцо – неизвестно, кто появляется первым. Когда растет уровень серотонина, повышается настроение и уверенность в себе, но верно и обратное, когда появляется хорошее настроение, увеличивается синтез серотонина.
Кроме настроения, для синтеза серотонина необходимы триптофан и глюкоза, иными словами, белки и углеводы. Поэтому, если от любви вы теряете аппетит, вы рискуете недополучить причитающуюся вам дозу удовольствия и начать «страдать от любви». Если в ваших планах нет ночного поливания собственной подушки слезами, постарайтесь соблюдать режим дня. В темное время суток уровень серотонина ниже, и если вы будете в это время бодрствовать, хорошего настроения вам никто не гарантирует.
Если дофамин включает чувство влюбленности, то серотонин повышает влечение и желание обладания, власти над объектом чувств. Но только высокий уровень обоих этих гормонов способен подарить нам чувство эйфории – свободного полета.
Чем грозит недостаток серотонина?
Подавленное настроение, депрессия, агрессия, бессонница, тревожность, эмоциональная нестабильность, когда любая мелочь может вывести из равновесия. Часто интуитивно пытаясь восполнить недостаток серотонина, мы начинаем поглощать сладости в адских количествах, что тоже ни к чему хорошему не приводит.
Чем грозит избыток серотонина?
Хладнокровие в сочетании с самоуверенностью и властностью, доходящей до агрессии, способно породить маньяков и тиранов. Эксперименты, поставленные на лабораторных мышах, дали пищу для размышлений. Выяснилось, что если мыши дать большую дозу серотонина, она потеряет всякий интерес к своему постоянному партнеру и начнет спариваться с кем попало. Ведь избыток серотонина способен снизить градус любви, но не влечения.
Адреналин – важнейший гормон, реализующий реакции типа «бей или беги». Он выбрасывается всегда, когда случается что-либо, отличное от нормального. Его секреция резко повышается при любых стрессовых состояниях, в том числе и при влюбленности, особенно, если что-то идет не по плану. Поступив в кровь, он вызывает целую бурю реакций в организме: учащает сердцебиение и дыхание, усиливает кровообращение, ускоряет обмен веществ, повышает силу и выносливость. Кроме того, он является естественным анальгетиком.
Вечный спутник адреналина – норадреналин. Считается, что адреналин – гормон страха, а норадреналин – гормон ярости, вызывающий чувство злобы, ярости, вседозволенности. Это еще раз подтверждает давно известную мысль, что эмоции страха и ненависти родственны, и порождаются одна из другой.
Интересно, что у разных животных соотношение адреналина и норадреналина неодинаково. У хищников норадреналина хоть отбавляй, а вот у их потенциальных жертв этот гормон вообще отсутствует. В общем, понятно, кто может стать царем зверей, а чья участь быть съеденным на царском обеде.
Дофамин подарил нам влюбленность, серотонин включил желание обладать объектом любви, но только с появлением адреналина начинается сексуальное возбуждение. Адреналин как рукой снимает любую усталость, повышает силу и выносливость, что в комплекте с сексуальным возбуждением порождает страсть.
Чем грозит недостаток адреналина?
Адреналин поддерживает высокий физический и психический тонус, без него наш организм оказывается беззащитным перед лицом любой опасности. На нас обрушиваются все вирусы и бактерии, мы становимся вялыми, «бесхребетными», часто набираем лишний вес, ведь адреналин, кроме всего прочего, один из самых мощных жиросжигателей.
Чем грозит избыток адреналина?
Длительное воздействие высоких концентраций адреналина приводит к усиленному белковому обмену, уменьшению мышечной массы и силы, похуданию и истощению.
Эндорфины – гормоны счастья, блаженства, именно они дают нам ощутить чистую радость жизни. Эндорфины несовместимы со стрессами и тревогами, они делают нас спокойными, удовлетворенными, расслабленными – «пьяными от счастья». Анекдот «как вы расслабляетесь? – я не напрягаюсь» это про человека с высоким уровнем эндорфинов.
По своему воздействию на организм эндорфины близки опиатам, за что и получили название «эндогенные (то есть внутренние) опиаты». Но, в отличие от наркотиков, эндорфины повышают иммунитет, ускоряют заживление поврежденных тканей, эндорфино-наполненные, то есть счастливые люди быстрее выздоравливают, лучше работают, легче завязывают романические отношения.
Эндорфины высвобождаются при физической активности и телесном контакте, особенно, если это контакт с объектом любви. Но самый мощный выброс эндорфинов случается во время оргазма. Вы, наверное, замечали в каком неадекватно-приподнятом настроении с глупой улыбкой на лице ходят люди после ночи страстной любви. Знайте, это эндорфин.
Эндорфиновый период любви наступает, когда влюбленные переходят к физической близости. Это не первый адреналиновый секс, это полное слияние и поглощение. В этот период мы ощущаем благополучие и защищенность, у нас даже мысли не возникает о ревности, мы не видим практически никаких недостатков в своем возлюбленном – это период розовых очков и абсолютного счастья.
Беременность – еще один период ничем не омраченного счастья. И объясняется это, разумеется, выработкой в период беременности не просто большого, а огромного количества эндорфинов. Послеродовая депрессия объясняется снижением уровня гормонов счастья до обычного «добеременного» уровня.
Чем грозит недостаток эндорфинов?
Недостаток эндорфинов, по неизвестным пока науке причинам, в наше время явление весьма распространенное. В результате огромное количество людей страдает от депрессий и испытывает состояние тревоги и дискомфорта, близкое к состоянию наркотической «ломки». Лучшего лекарства от этого, чем любовь, пока не придумано. Только регулярный секс с любимым и яркие оргазмы помогут восстановить уровень гормона счастья. Если в вашей жизни сейчас нет любви, покупайте абонемент в фитнес. Спорт, конечно, не такое мощное средство, как любовь, но все равно работает.
И еще один важный момент. Эндорфины понижают аппетит, а при их недостатке бал начинает править обжорство.
Чем грозит избыток эндорфинов?
К эндорфинам, как и к опиатам существует привыкание, а, следовательно, и ломка при снижении дозы. Поэтому лучше избегать экспериментов с искусственными заменителями эндорфинов (алкоголем, наркотиками, шоколадом и проч.).
Кстати. В том, что с возрастом люди все реже испытывают эндорфиновую эйфорию, виноват тот же самый механизм привыкания рецепторов к эндорфинам.
Окситоцин и вазопрессин – гормоны верности и привязанности. Что характерно, их действие всегда связано с взаимодействием с другими людьми. Если эндорфин вызывает внутреннее ощущение счастья, не меняя отношение к окружающим, то уровень окситоцина и вазопрессина влияет именно на отношение к людям вообще и самым близким в частности.
Окситоцин повышает доверие к партнеру, снижает чувство тревоги рядом с ним, делает нас более чувствительными и сентиментальными. Материнский и отцовский инстинкт тоже включается окситоцином. Ученые провели эксперимент. Девственной крысе ввели в мозг окситоцин. И эта, еще недавно глубоко безразличная к чужим крысятам особь неожиданно бросилась самозабвенно о них заботиться. Напротив, если у крысы-матери подавить выработку окситоцина, она потеряет интерес даже к своим детям.
У людей этот гормон действует чуть более избирательно, вызывая привязанность только к своим детям и своему «ближнему кругу» - семье, родственникам, племени, четко разграничивая своих и чужих.
Супружеская верность – тоже побочный продукт деятельности окситоцина. Возможно, в будущем человечество научится медикаментозно превращать никчемных мужчин в любящих мужей и заботливых отцов. На мышах этот фокус уже удался. Самцам мышей, не склонным к моногамности, повысили чувствительность рецепторов окситоцина и вазопрессина, и очень скоро закоренелые гуляки превращались, наконец, в верных мужей. Они привязывались к одной единственной самке, а остальные прекрасные представительницы грызунов вызывали у них лишь агрессию и неприязнь.
Естественным образом повысить уровень окситоцина можно, забеременев или занявшись сексом. Уровень окситоцина нарастает в процессе сексуального возбуждения, достигая максимума при оргазме. С практической точки зрения важно знать, что мужчина с высоким уровнем окситоцина (то есть сразу после оргазма) становится добрее, щедрее, внимательнее. Вообще, именно момент оргазма и 20-30 минут после него – это то время, когда у влюбленных формируется нежная привязанность и уверенность друг в друге. Это переход от страсти и желания обладать к настоящей любви и способности жертвовать.
Вазопрессин, химически очень сходен с окситоцином, но он больше влияет на мужчин. Он включает «охотника» и «защитника». При его непосредственном участии происходит эрекция и эякуляция. Он так же, как и окситоцин отвечает за разделение на своих и чужих, но вызывает не столько привязанность к своим, сколько агрессию по отношению к чужим. Это, кстати, из-за него мужчинам очень трудно полюбить чужих детей, даже когда они искренне любят их мать.
Чем грозит недостаток окситоцина и вазопрессина?
Страх общения, неумение вступить в контакт, недоверчивость. Доказано, что даже возникновение романтических отношений у мужчин (возможно, и у женщин, но на них эксперименты не ставились) с низким уровнем этих гормонов гораздо реже приводит к созданию семьи, чем у мужчин с их нормальным уровнем. Кроме того, у них вдвое больше шансов оказаться несчастными в семейной жизни.
Самая крайняя степень недостатка окситоцина и вазопрессина – это аутизм, неспособность нормально общаться с другими людьми.
Чем грозит избыток окситоцина и вазопрессина?
Уменьшение доверия к посторонним, усиление культурных и расовых предрассудков, национальной ненависти и прочих проявлений нетолерантности. Доверчивость, которую вызывают эти гормону по отношению к своим, тоже может обернуться боком, сделав человека или жертвой мошенников или бесхребетной амебой, которая продолжает слепо доверять партнеру даже после измен, предательств и всех остальных явных симптомов отсутствия любви.
На этом урок занимательной химии можно закончить. Конечно, до конца секреты гормонов еще не разгаданы, но уже сейчас ясно, что лучший катализатор химических реакций нашего тела, это хороший секс с любимым человеком. Множественных вам оргазмов!