Захер-Мазох Леопольд фон (1836—1895) – австрийский писатель, вошедший в историю литературы как выразитель идей мазохизма, его же именем впоследствии и названного немецким психологом Крафтом Эбингом. Возможно, у Леопольда было тяжелое детство или какая-то травма, но для него самой эротически наполненной представлялась картина, когда сильная, мужественная женщина мучила слабого и женственного мужчину, мучила не только физически, но и морально.
На русский переводились многие книги Захер-Мазоха, но у нас его больше ценили за социальность, народность, критику аристократического строя, стилистическую схожесть с прозой Тургенева и любовь к Пушкину и Лермонтову, он даже считался «национальным поэтом Галиции» и «малороссийским Тургеневым». А вот во Франции нашли своего читателя его эротически-патологические романы, в них французы увидели отражение загадочной славянской души, которую тут же полюбили.
Героини его романов «Последний король мадьяров», «Разведенная женщина» и многочисленных рассказов и романов из жизни австрийского и русского двора («Russische Hofgeschichten» и «Wiener Hofgeschichten») – дамы решительные, жестокие, даже деспотичные и почти всегда рыжие.
Эротические привычки Мазоха хорошо известны: он любил играть в медведя или в разбойника; устраивать, чтобы за ним охотились, травили и связывали его, чтобы женщина с пышными формами, в мехах и с хлыстом наказывала, унижала его и даже причиняла ему какие-то подлинные физические страдания; любил переряжаться в прислугу, собирать фетиши и маскарадные наряды; давать газетные объявления пикантного содержания, заключать с любимой женщиной «договор», а при случае — заставлять ее отдаваться другому.
У Леопольда, кстати, была женаАврора фон Рюмелин, которая в честь героини романа мужа «Венера в мехах» взяла псевдоним Ванда и даже взялась за писательство и вылила на бумагу прелестные мемуары под названием «История моей жизни». Из «истории» вопреки ожиданиям следует, что Ванда садисткой не была. Может поэтому Леопольд заскучал и бросил ее, женившись на гувернантке своих детей. Умирал он в одиночестве и забвении, а его имя стало обозначать извращение. Печальный итог, особенно если учесть, что писателем Захер-Мазох был талантливым.