Статьи

6 июня 2012

Все, что нужно знать о Фрейде. Часть 8.

«Чем более странным нам кажется сон, тем паче глубокий смысл он несет» - Зигмунд Фрейд

«В конечном счете, самая большая его теория возникла из анализа своей собственной неврастенической личности. Сам Фрейд - единственный человек, который оказался способным выплеснуть в мир свой собственный невроз и переделать человечество по своему образцу» - Г. Эйзенк «Закат и падение фрейдистской империи»

№8. Сновидения.

Фрейд был человеком суеверным, склонным к примитивному мистицизму, поэтому его интерес к сновидениям вполне закономерен. Однажды он наткнулся на высказывания Маасе: «Чаще всего мы видим в сновидении то, на что направлены наши самые горячие и страстные желания». Мысль эта отцу психоанализа понравилась, да так, что была тут же присвоена, и всю оставшуюся жизнь он посвятил ее обоснованию.

Результат многолетних раздумий – теория сновидений. Суть ее очень проста: вам снится то, чего вы страстно желаете. Если вдруг вам снится что-то, чего вы не желаете, значит, вы просто сами не знаете, чего хотите, иным словами, ваше желание подсознательно. Ну, например, вам приснилось, что вас укусила собака. Это значит, что вы тайная мазохистка и мечтаете, чтобы вас истязал некий друг семьи. И не надо спорить с доктором. Это ваше сознание не видит никакой возможности испытывать страстные чувства к 80-летнему Аркадию Соломоновичу – другу вашей семьи, а ваше подсознание не находит себе места от испепеляющего желания быть искусанной его вставными челюстями. Но возникает вопрос: почему собака, а не лично Аркадий Соломонович кусает вас во сне? К чему все эти загадки и намеки? У Фрейда есть ответ на этот вопрос. Где-то в потаенных уголках нашей черепной коробки функционируют две инстанции. Одна стремится, во что бы то ни стало показать нам кино, спродюсированное нашими страстями и тайными желаниями. Другая инстанция – строгий цензор, она кромсает и фильтрует все, что поставляет в сознание первая инстанция. По итогу кино (то есть сны) мы все-таки смотрим, но вместо Аркадия Соломоновича в главной роли никому не известный пес. Суть толкования сновидений – разгадать, каким был фильм до встречи с цензором.

Для начала, разумеется, Фрейд подверг анализу собственные сновидения, и стало очевидно, что сон есть выражение самых примитивных содержаний человеческого ума (читай неудовлетворенных желаний). Если мы не можем удовлетворить желание наяву, во сне нам явится его образ. Любой другой ученый, столкнувшись с тем фактом, что его пациентам снятся не только эротические или агрессивные сны, тут же признал свою теорию ошибочной. Но не таков был Фрейд. Он стал интерпретировать сны, а в его интерпретации любой сон становился эротическим.

Для доказательства истинности своего метода анализа сновидений Фрейд опубликовал случай Доры. В изложении Фрейда история выглядит следующим образом: восемнадцатилетняя Ида Бауэр (Дора) в детстве страдала энурезом (писалась); с 6 лет мастурбировала; в 8 лет у нее появились мигрень и нервный кашель (симптомы истерического невроза); к 16 годам возникла истерическая афония (утрата звучности голоса), проявлялись судороги и ложный аппендицит; в 19 лет (уже после анализа) – лицевая невралгия. А как было на самом деле? Ну, разумеется, совсем не так. На самом деле Дора – это Берта Паппенхейм – безответная любовь и самая большая страсть Зигмунда – та самая, которую он «залечил» кокаином и внушением до такого состояния, что сам испугался и срочно отправил ее в больницу. А у девушки и было-то всего – легочная инфекции и слегка расшатанные нервы.

В случае с Дорой очень хорошо видно, как враждебно Фрейд относился к женщинам, с каким упорством сумасшедшего он стремился унижать своих пациенток, с каким злорадством и даже садизмом наблюдал за их мучениями. Английский психолог Г. Эйзенк, анализируя этот случай, заключил: «Его (Фрейда) толкования навязывают девушке его собственные комплексы и не направлены на комплексы самой девушки. Можно представить, насколько эмоционально сильно поведение психоаналитика травмировало молодую девушку, и без того потерявшую равновесие в свои 18 лет... Вместо того, чтобы встретить поддержку и симпатию, она встретила враждебное и ограниченное существо, единственной целью которого было унизить ее и найти в ней намерения и поведение, которые были ей совершенно чужды. Если это и есть случай из опыта фрейдистской терапии, не нужно себе задавать вопросы, почему пациенты чувствуют себя хуже, чем до психоаналитического лечения!».

В практике Фрейда самым известным и блестящим считается случай выздоровления «человека с волками», названного так, потому что его невроз начался со сна, в котором он видел белых волков. Фрейд решил, что эти белые волки символизируют нижнюю одежду матери и отца, пациент пережил катарсис и полностью выздоровел. Этот пациент был позже опрошен психологом и австрийским журналистом, вот тогда и выяснилось, что все 60 лет, что прошли с момента «чудесного излечения» приступы у бедняги продолжались.

Если вдруг вы все-таки захотите расшифровать свой сон, знайте:
Абрикос– символ женских грудей или ягодиц.
Бабочки – символизируют детей. Если вы ими любуетесь порхающими – хотите иметь детей; если вы их ловите – хотели бы заняться сексом с несовершеннолетними; отрываете у бабочки крылья или лапки – хотите совершить насилие над несовершеннолетним.
Вагон – символ женских половых органов. Не можете выйти из вагона – у вас тяга к сексуальным отклонениям.
Галстук – символ пениса.
Дождь – символ семяизвержения. Если мужчина мокнет под дождем – он онанист, если он укрылся от дождя – у него проблемы с потенцией.
Ерш, как и любая рыба, символизирует пенис.
Жаба является символом женских половых органов и грубого секса. Жаба на грядке с овощами или в парнике – стремление к однополой любви.
Зубы – мастурбация.
и т.д. Главную мысль вы наверное уже уловили – чтобы вам ни снилось, проблема прячется в трусах.

Продолжение следует…