Статьи

14 мая 2011

Мексика, день шестой

Записаться в ближайшее путешествие

  • Сан Кристобаль де Лос Басос. У нас Рождество 7 января, но как-то тут оно слабо наблюдается. Тут в местное Рождество в дом к каждому ребенку приходят волхвы и приносят подарки. Вот и весь праздник. Сначала бегают все как сумасшедшие, а потом дарят и орут, да палят из пушек от радости. Кто больше радуется — дети или родители - не понятно. Здесь было восстание индейцев в 1994 году, но их быстро присмирили.
  • Сходили в женский монастырь, где нам поведали о том, как раньше становились монашками. Если девушка рождалась в бедности и некрасивая, то единственный, кому она была нужна, был Бог. И девочку отдавали в монастырь, где проходил красивый обряд свадьбы с Богом, и затем ее закрывали в стенах монастыря, (поставить) и ей больше не давалось возможности выйти в свет. Там их загружали работой, и на свет рождались самые сложные кулинарные рецепты, на приготовление блюд по которым уходил целый день. (чем-то напоминает сербскую кухню, там тоже все очень вкусно и долго готовится). Там они занимались рукоделием, вышивали, шили, готовили и молились.
  • Очередная церковь Санта Доминго и индейский рынок, где можно купить ремни из кожи крокодила, подделок здесь не наблюдается, так как тяжелее здесь сделать подделку, чем просто убить крокодила и порезать его на ремни и кошельки. Мы быстро выбежали с рынка, но на площади меня нагнали местные и вынудили купить у них гамак, что я с ним буду делать и откуда мне взять еще места в чемодане? Эти вопросы гаснут, когда смотришь в глаза старому индейцу, отчаянно пытающемуся продать гамак, при этом ненавязчиво, а как то по-доброму, проникая в глубину его глаз и читая что-то такое, что не позволяет пройти мимо. Вешаю гамак через плечо и иду в магазин с мексиканской косметикой, где глаза разбегаются от чудных мазилок в красивых коробочках.
  • Затем опять серпантин дорог... Мы направлялись в Паленке, поселились в отеле Mission Palenque и сразу записались в баню. Мы надеялись, что местные бани будут лучше, чем в Перу, где мы буквально замерзали... Но нас ждал такой сюрприз!

    Темаскаль - это традиционная индейская баня, с языка науа переводится как - «дом горячих камней». Темаскаль - это гораздо больше чем баня - это, по сути, единственный, реально доступный, ритуал индейцев, который практикуется и по сегодняшний день. Для населения они были столь же обычными как храмы или хижины бедняков. Хронисты свидетельствуют, что темаскали можно было увидеть как у самой обыкновенной хижины, так и у роскошного здания знатного вельможи. Входили они и в состав дворцовых комплексов в качестве необходимых элементов их структуры.

    Современная баня темаскаль, в которой мы парились, была внушительных размеров, в ней можно было поместиться в полный рост. Древние постройки были несколько меньше, хотя и народ тут мелковат, может и нормальные они для них были... Длинная дорога по лесу, затем подвесной деревянный мост и впереди банный комплекс.

    Мы разделись до купальников. У входа в баню нас поджидал банщик, который окурил нас какой-то травой наподобие ладана, продув по чакрам и очищая, видимо, ментальное тело. Мне уже с этого момента начало все нравиться, я уже была в предвкушении. Так я устала от дорог, что захотелось по-настоящему расслабиться. Зашли внутрь круглого каменного помещения каменной скамейкой по кругу, на которой мы и разлеглись, вопреки ожиданиям было жарко, зашел наш банщик и поведал историю о бане: до конкисты темаскаль практиковался как домашняя клиника и баня, большинством племен Мексики, такими как: ацтеки, сапотеки, миштеки, майя. Здесь не только мылись - здесь лечили и освящали, а беременные женщины даже рожали в этих банях. Ритуал омовения сопровождался песнопениями, молитвами, происходил в полуобнаженном (а может и не в полу...) виде и этого испанцы не могли вынести. После конкисты темаскаль был запрещен повсеместно. Но впоследствии он снова вернулся в жизнь индейцев Центральной Америки. Паровая баня имела небольшую дверь, ориентированную на юг, за которой размещался очаг. Готовя баню, её нагревали до такой степени, чтобы стены накалились. После этого дверь закрывали и обильно поливали стены с внутренней стороны, вызывая тем самым интенсивное испарение. Раскаленные вулканические камни в очаге служили источником оздоровительного жара, который нередко был насыщен специально подобранными букетами трав. Сильнейший ароматический эффект наряду с процессом вывода токсинов из организма создавал особое состояние расслабления. Парились связками листьев кукурузы или каких-либо других специфических растений. В некоторых случаях, попарившись, обливались холодной водой. Богатые и знатные индейцы держали на службе специальных банщиков (обычно это были люди с ярко выраженными дефектами - горбуны или карлики).

    Наш банщик не был карликом или горбуном, напротив — был приятной наружности. Он подливал воду в раскаленные камни, находившиеся в центре бани, и периодически поливал наши тела прохладной водой. Потом посыпал нас травками и минералами, вроде соли. Пар нагонял веником, больше похожим на плетку, видимо из листьев кукурузы. Затем он колдовал над каждым, проводя по чакрам и энергетическим линиям своей плеткой, словно счищая с тела все лишнее, стряхивал всю нечисть, орудуя словно хлыстом. И затем по часовой стрелке выводил на улицу, где мы принимали душ и обмазывались грязью.
    Он пошучивал, что это месть Монтесумы: намазать белых красной глиной, чтоб были красивее и причитал, что это баня только для Москалей. Питерцы не пошли:) Смыв с себя грязь, мы валились в джакузи, а банщик принес нам стаканчик травяного чая, и я растворилась в нирване. Говорят, что древние зачастую не лечебные травки там жгли, а наркотические. Но мне показалось, что сама по себе баня так расслабляет и расширяет сознание, что аягуаска была бы лишней...

Записаться в ближайшее путешествие